Моя мама была учителем физики. Сначала она преподавала в школе, где учились только мальчики — был такой период даже в советские времена. А затем ее пригласили создавать специальную школу для талантливых подростков — физико-математический лицей. В классе опять оказались в основном парни, прошедшие конкурс и собранные со всего большого города.

Я помню, как готовилась она к урокам, как волновалась, потому что иногда бывали случаи, когда она еще не успела дать условия задачи, как «гений с задней парты» уже выкрикивал правильный ответ.

Она все время старалась удивить учеников-зазнаек, удержать их внимание, подать материал необычно. И ей это удавалось. Почти все выпускники знаменитой 40-й школы шли на радиофизический факультет Нижегородского университета или в московский Физтех и легко поступали, несмотря на огромный конкурс. Так же легко они побеждали на всесоюзных и международных олимпиадах по физике.

Мама написала книгу о том, какие методы она использовала на уроках. Книга называлась символично: «Активизация мышления учащихся на уроках физики», и вышла в издательстве «Просвещение» тиражом 100 000 экземпляров. Она стала настольной книгой учителей физики во всех уголках России. Позднее мама защитила сначала кандидатскую, а потом — докторскую диссертацию по этой тематике, стала профессором педагогики.

Интересно, что предложенные ею сорок лет назад методы почти универсальны, современны и могут применяться любым оратором.

Например, метод парадоксов.

Учитель рассказывает очередной закон механики, показывает опыты, пишет формулы на доске. Все понятно, все замечательно. Но класс уже в напряжении, класс ждет подвоха, и не напрасно. В последние несколько минут урока учитель показывает опыт, из которого следует, что этот закон не работает! Звенит звонок, но все остаются за партами.

Учитель спокойно заканчивает урок и говорит: «Думайте, ищите ошибку!»

Надо ли говорить, что перемена превращается в бурную дискуссию среди самых «продвинутых», они пытаются перекричать друг друга, но разгадку «от автора» им предстоит узнать только на следующем уроке.

Мама никогда не ставила пятерку за точный и толковый ответ на заданную тему. Этот ответ гарантировал четверку — за знание материала.

А вот для того, чтобы получить пятерку, требовалось глубокое понимание материала, и всегда был подготовлен вопрос « с подковыркой», который демонстрировал наличие или отсутствие глубокого интереса к теме, знание дополнительных источников и т.д.

Я так подробно описываю эти методы, потому что сама была ученицей в мамином классе и училась с огромным энтузиазмом, хотя оставалась принципиальной и твердой хорошисткой, так как меня больше увлекала не физика, а сама игра, спектакль, в который превращался каждый урок.

Точно так же с любым выступлением. Представьте, будет ли интересно вас слушать, если вы за первые три минуты расскажете смысл своей идеи, а затем будете весьма занудно и подробно раскрывать по очереди каждый тезис в ее поддержку.

Внимание людей как прожорливый камин, который легко и быстро сжигает дрова, и надо заботиться о том, чтобы вовремя подкладывать новые.

Последите за тем, как действуют промоутеры разных телевизионных каналов, чтобы удержать зрителя именно на своей кнопке! Вот идет отрывок из нового сериала — такой яркий и загадочный, что вы стараетесь запомнить время премьеры. Вполне возможно, что показанный отрывок так и останется лучшим куском весьма посредственного фильма, но эффект достигнут.

Вы смотрите новости? Обратите внимание на то, как ювелирно выстраиваются сюжеты выпуска, — это называется версткой. Известно, что люди в среднем смотрят новости не дольше 10 минут подряд. Значит, каждые 10 минут должен быть показан такой сюжет, который произведет на них впечатление, иначе завтра они могут обратиться к новостям конкурентов. Скучные, но обязательные сюжеты и отрывки с пресс-конференций подверстываются в выпуск новостей, как колечки лука среди аппетитных кусочков мяса во время приготовления шашлыка.

Среди тех сюжетов, которые анонсируются в начале программы, обязательно будет очень яркий, так называемый «бантик», но показан он будет только в самом конце. Это именно те сюжеты, которые рассмешат зрителя или тронут его сердце. Рождение маленьких слонят в зоопарке, победа юного музыканта на конкурсе, где участвовали только взрослые… А на последних кадрах программы в самом углу экрана уже появится анонс следующей программы…

Зачем вам знать тонкости чужой профессии? Да потому, что этот метод универсален и пригодится при выстраивании любого вашего выступления.

Вы можете в самом начале заявить какую-то интересную историю, но пообещать рассказать финал только в самом конце. По этому методу родители читают детям на ночь книжки, поддерживая интерес к чтению. Глядишь — любопытство возьмет верх, и ребенок сам схватит наутро книгу, чтобы узнать, что же произошло с главным героем. Разорванная история — это очень простой, но действенный драматургический ход.

Так же хороши загадки — можно использовать их в самом начале, а можно в ходе выступления. Чтобы «активизировать мышление» слушателей, дайте разные варианты разгадок, а потом вместе с аудиторией отыщите один-единственный верный ответ.

Можно с самого начала заявить формулу — а потом строго ее придерживаться. Например, докладчик говорит: «У меня ровно десять минут, и я собираюсь высказать одну идею, привести два примера и три тезиса».

Забавно, но такое объявление может стать интересной игрой для слушателей — вот идея, вот один пример, вот второй, а теперь будут три тезиса…

Иногда выступающий сообщает, что у него есть «три новости: две плохие, одна хорошая. С какой начать?» Это известный прием, которым часто пользуются ораторы, но от этого он не стал хуже.

Я знаю одного профессора, который прекрасно умеет использовать в качестве приманки для слушателей всевозможные предметы, причем он специально отыскивает их в разных магазинах, иногда за рубежом. Он всегда интересуется теми вещами, которые сделаны остроумно и при этом очень просто. Тематика его занятий связана с научной инновационной деятельностью, поэтому такие вещественные примеры очень впечатляют.

Интересно, что иногда он ставит предмет на стол, а сам начинает лекцию, ни слова ни говоря о «странной штуковине». Народ уже заранее чувствует интригу и пытается сам догадаться, в чем тут «собака зарыта». Например, однажды он принес на лекцию маленький круглый предмет и только через 10 минут после начала спросил: что это может быть?

Все ожили, посыпались версии, но правильного ответа не было.

Оказалось, что этот шарик — настоящая стиральная машина, только работает она с помощью ультразвука и является примером практического воплощения научной мысли.

Профессор простыми словами описал действие машины и затем поставил следующий вопрос: почему ее не покупают в магазинах, хотя действует она безотказно и стоит очень дешево?

Публика замерла в недоумении.

Профессор пояснил, что настоящим признаком стиральной машины для людей по-прежнему остаются… громкие звуки во время стирки, а этот шарик работает бесшумно.

Таким образом лектор перешел к главной теме своего выступления — недостаточно придумать и воплотить в жизнь хороший научный проект, надо всегда учитывать менталитет потребителя и работать над грамотной рекламой любого изобретения.

Интересный прием — ход от противного, то есть отрицание принятых истин. Это звучит весело и парадоксально, а значит, привлекает всеобщее внимание. Но, конечно, в отличие от «разорванной истории» этот прием требует особого мастерства.

Мастером такого парадоксального выступления является, несомненно, Александр Акопов. Ему, как мне кажется, невыносимо скучно выступать последовательно и всерьез. Он привык к веселому бешеному ритму КВН, который когда-то изменил его жизнь, в результате чего 25 лет назад успешный архитектор Акопов накануне защиты диссертации оказался в молодежной редакции Центрального телевидения, где его ждала карьера продюсера.

Свои знаменитые «летучки» Александр Завенович иногда проводил в течение трех минут. Люди приходили с большим энтузиазмом, потому что никогда не знали, чего ждать. При этом он действительно умел доверять своей команде и не влезал в текущие вопросы производства. Он заставлял думать о стратегии. Однажды он спросил:

— Какой сериал мы будем показывать с огромным успехом по Первому каналу через два года?

Люди молчали потрясенные.

— Идите и думайте! — сказал босс и спокойно отправился восвояси.

Когда проводилось совещание по выдаче зарплат и премий, Акопов долго сидел со скучным лицом, а потом заявил:

— Люди должны работать за счастье работать в этой компании, а деньги — это вообще не вопрос.

Такими же парадоксальными были его лекции для начинающих продюсеров. Неожиданные задания, игры и вдруг — подробный разбор лучших сцен из фильма «Крестный отец». Повторюсь, это были не экспромты, а заранее продуманный план.

Я несколько раз приглашала на эти лекции совершенно разных людей и с удовольствием отмечала, с каким восторгом они слушают Мастера и его студентов. Потом мне многие говорили одно и то же: «Это был театр».

Собственно, так оно и должно быть.

Есть затертая фраза — научить нельзя, научиться — можно.

Это означает, что как бы ни старался оратор передать свои знания публике, ничего не выйдет, если публика сама не захочет их получить. Но для этого надо постараться возбудить в ней настоящей интерес, добиться энтузиазма, расшевелить мозги.

Если на сцене висит ружье — оно должно выстрелить.

Если вы подготовили загадку, то надо не разочаровать разгадкой.

Если пообещали рассказать байку или анекдот в конце выступления — следите за временем, сокращайте что-то, но обязательно выполните обещанное.

И, конечно, какой бы драматургический ход вы ни выбрали, важно подумать над финалом. Нельзя составлять план выступления таким образом, что самые яркие факты и детали оказываются в начале. Нельзя в течение часа перечислять успехи и благодарить коллег за хорошую работу, а в последние пять минут раскритиковать их за то, что не сделано. Это называется — начать во здравие, закончить за упокой.

Лучше разберитесь с проблемными вопросами в ходе выступления, а под конец найдите яркие слова для того, чтобы вдохнуть в людей энтузиазм. Или — потрясти их, как когда-то делала моя мама, заканчивая урок таким образом, что вся информация, преподанная ученикам столь убедительно и ярко, подвергалась сомнению. Пусть мучаются, пусть сами думают, пусть ждут следующего урока!

И, конечно, ваша речь не должна быть слишком абстрактной. Люди, сидящие в зале, особенно, если это ваши подчиненные, всегда ждут упоминания о своем департаменте или лично о себе. И это нормально. Но если вы собираетесь отметить кого-то из своей команды, помните, что сразу появятся обиженные и несогласные. Поэтому…

Из книги «Вам слово»