Временные рамки — сложное ограничение для любого оратора. Я всегда советую заранее готовить доклад не на тот отрезок времени, который согласован с организаторами, а чуть меньше. Надо предусмотреть и возможный интерактив, который всегда оказывается более долгим, чем вы надеялись, и возможные вопросы с мест — как во время, так и после выступления.

Если у вас есть десять минут, рассчитайте на восемь, если у вас есть пять минут, постарайтесь записать хотя бы часть выступления на камеру или диктофон и рассчитывайте его на полные четыре минуты.

Есть говорливые люди. Они просто не замечают, как идет время, и сильно удивляются, когда модератор сообщает, что доклад пора заканчивать. А он еще и не начинался!

У меня есть знакомый молодой человек, который пожаловался как-то, что его никто не слушает. Мы начали заниматься, и в ответ на мою просьбу рассказать байку за полторы минуты он говорил целых семь! Мне стало понятно, что, не слушая его, люди интуитивно защищали себя от лишней траты времени, несмотря на то, что молодой человек рассказывал ярко, интересно, со многими неожиданными деталями. Просто у людей были другие планы на это время, и это их право!

Наши занятия с этим менеджером превратились в игру: он рассказывал одно и то же в разных временных форматах: пять минут, три минуты, одна минута. Помните, музыкальную игру, которую вел Вальдис Пельш, — я угадаю эту мелодию с пяти нот, а я с четырех, ну а я с трех…

Сначала глаза у моего менеджера округлялись: как можно высказать такую важную мысль за одну минуту? А потом он увлекся игрой и сам стал сокращать милые сердцу подробности, в которых в данный момент публика не нуждалась!

Но есть и другой тип людей, командирский. Сказал как отрезал! Ровно 15 секунд. А далее — вы сами должны понять, что именно имел в виду этот господин. Никаких подробностей, все максимально коротко!

Когда вам неожиданно дали произнести тост, а за столом находятся важные для вас люди, я всегда советую говорить коротко. Но будет ошибкой сказать слишком коротко: «За здоровье!» или «За компанию!», потому что другого такого шанса обратить на себя внимание и отличиться у вас может и не быть. Поэтому коротко — это не всегда хорошо.

Я советую следить за временем своего выступления и спокойно делиться с публикой проблемой, если она возникает.

Например, вдруг по ходу вашего выступления разгорелась дискуссия, и она очень интересная, обрывать ее не хочется.

Вы можете обратиться к модератору с просьбой:

— Иван Иванович, я прошу вас вычесть время нашей дискуссии из времени моего доклада и добавить мне пять минут, как делает футбольный судья во время матча… Мне кажется, это будет справедливо!

Публика заулыбается, и вы явно выиграете в такой ситуации: и людей уважили, и характер проявили.

Если модератора нет и вы общаетесь с аудиторией один на один, постарайтесь договориться со слушателями. Но не навязывайте себя сверх оговоренного времени и старайтесь никогда не нарушать хронометраж выступления в сторону его увеличения. Есть только один случай, когда вы можете это сделать, — огромная и общая просьба со стороны ваших слушателей.

У меня такое случалось не однажды, и все же всегда в зале находились люди, которым надо было уйти ровно в то время, на которое они рассчитывали. И этот уход части публики всегда отражался на общей атмосфере. Поэтому в последние годы я стараюсь не идти на поводу у восторженной аудитории и спокойно заканчиваю выступление ровно в тот час, о котором договорились. Чего и вам желаю! Хотя, конечно, очень приятно, когда вас чуть-чуть «не хватило», но это правильно, это хорошо. Значит, будет желание встретиться еще раз.

Конечно, бывают особые случаи, когда именно вам предстоит выступить с длинной и по всей вероятности СКУЧНОЙ лекцией перед сложной аудиторией, которая к тому же совсем не расположена к активному общению. Как сделать так, чтобы время выступления и для вас, и для публики пролетело почти незаметно?

Есть хороший способ — разговаривать «с самим собой». Самому себе задавать вопросы и отвечать на них. Это помогает поддерживать интерес к докладу.