Это обычная журналистская практика, которая, как я заметила, очень помогает любым докладчикам.

Вы сообщаете тему выступления. А потом задаете вопрос: зачем это вам надо знать? И далее — отвечаете на него.

Я бы советовала всегда, после любого вопроса, обращенного к аудитории, держать паузу. Потому что иначе это не вопрос, а утверждение. Если есть вопрос, надо попытаться «втянуть» публику хотя бы виртуально — а как бы ответили вот вы, человек, сидящий с отстраненным взглядом в последнем пятом ряду?

Отнюдь не всегда надо действительно добиваться ответа из зала — это требует специальной подготовки, и к тому же вы можете попасть в неприятную ситуацию, если люди начнут отказываться отвечать на ваш вопрос. Интерактив — это общение с аудиторией, но вовсе не обязательно на самом деле выслушивать ответы.

Однажды у меня после урока, на котором мы говорили о необходимости и полезности такого общения, на следующем занятии возникла парадоксальная ситуация — при выполнении почти любого задания люди старались задать аудитории вопрос.

Например, задание — рассказать свою биографию за полторы минуты.

Но топ-менеджер Владимир, выполняя его, умудрился трижды обратиться к аудитории: кто из вас, как и я, закончил школу на одни пятерки? Кто из вас, как и я, в детстве мечтал стать космонавтом? Кто из вас, как и я, хочет стать первым лицом компании?

Люди либо отшучивались, либо молчали, выступление сильно затянулось и оказалось скомканным.

На мой взгляд, гораздо правильнее в этом случае — то есть в условиях ограниченного времени и необходимости рассказывать о себе, любимом, что всегда сложно, — было бы задавать вопросы вслух самому себе и самому отвечать на них.

Например: «Что я люблю в этой жизни? Свою семью, включая хвостатых обитателей квартиры, а их трое. Что я не люблю? Когда моя жена берет мой автомобиль и куда-то едет, а я волнуюсь, причем за нее волнуюсь гораздо больше, чем за автомобиль, потому что она — лихач. Чем я горжусь? Тем, что могу съесть целый лимон и не поморщиться…»

Примерно так выступают многие мои ученики, и всегда — и это неудивительно! — именно такие веселые и ироничные выступления оказываются лучшими. А голосуют у нас — тоже всегда!— сами участники тренинга, и я называю это «наша местная премия ТЭФИ».

Дело в том, что и «Оскар», и ТЭФИ являются престижными наградами именно потому, что там лучшего профессионала выбирают сами профессионалы, а это уже настоящее признание. Зрителей может подкупить сделанная плохо и наспех слезливая история, а вот мастеров телевидения скорее привлечет изящная сложная программа, которая пройдет «третьим экраном», но окажется шедевром и станет шагом вперед в нашей профессии.

Попробуйте по ходу своего доклада задавать вопросы, но не переусердствуйте! Любой прием, даже самый хороший, начинает работать против вас, если становится назойливым.

И не забывайте, что вопрос надо уметь правильно поставить. Нельзя, чтобы в нем уже содержался ответ. Например: «Почему наш банк, который всегда поддерживал образование, помогает вашей школе?» Вопроса нет, есть похвальба и пафос.

Гораздо лучше звучит такой вариант: «Почему наш банк, который каждый день вынужден спонсировать и поддерживать проекты, чтобы сохранять хорошие отношения с теми, кто эти проекты придумывает, по собственной воле пришел в эту школу и предложил деньги? Деньги, которые мы умеем считать. Деньги, которых всегда не хватает. Почему?»

И далее надо подержать паузу, это обязательно.

Именно в момент паузы происходит «заочный интерактив». Пусть школьники и учителя подумают, как бы они ответили на этот вопрос, а вы — ровно через пять секунд, можете даже посчитать про себя, — дадите свой чудесный ответ: «В этой школе учатся наши будущие лучшие сотрудники, так что мы не тратим деньги зря. Мы экономим их, вкладывая в хорошие кадры».

Нельзя задавать несколько вопросов сразу, — публика сразу отключается, потому что не понимает, чего же от нее хотят. А если есть серия вопросов, ее надо подать как один большой вопрос, не требующий ответа. В этом случае можно добиться хорошей эмоциональной реакции со стороны слушателей.

Например, в той же ситуации выступающий может спросить: «Почему наш банк помогает вашей школе, почему у нас при этом растет прибыль, почему из всех проектов особую радость нам приносит этот проект, почему вы должны хорошо учиться, почему пригласили на первое сентября именно меня как представителя банка? — ответ прост: в этой школе учатся наши будущие сотрудники».

Это может быть хорошим финалом выступления.

Но не комкать вопросы, не надо частить. Говорите спокойно и делайте в нужных местах паузы. Я знаю нескольких ораторов, которые помечают в тексте докладов места, где надо держать паузу, и это правильно.

При этом надо помнить, что паузы — это не кусок тишины. Они имеют свое наполнение и смысл, это сложный инструмент, которым тоже надо уметь пользоваться. В одном случае они могут сработать на ваш авторитет, в другом — уничтожить вас.