Одиннадцать секунд. Так ничтожно мал период времени, за который другой человек принимает решение, слушать нас дальше или уходить в свои мысли. Причем, это касается как публичных выступлений, так и общения с родными людьми. Как зацепить их внимание, а главное – как его удержать? Шпаргалка от журналиста и бизнес-тренера Нины Зверевой*.

Мы тщательно готовимся к выступлениям на солидных мероприятиях, но почти не думаем о том, как общаемся с родными людьми, родителями, мужем/женой и детьми. Кажется, что уж со своими-то можно расслабиться – но нет, нельзя. Словом можно убить, разочаровать , а можно и возродить к жизни. Начинаете грузить близких нотациями или уходить в никому неинтересные рассуждения – и все: та информация, которую вы хотите донести, не будет ими воспринята. Почему так?

Дело в том, что каждый из нас получает в течение дня около 3000 информационных сообщений. Понятно, переработать их все просто невозможно.

Мы воспринимаем только 10% из тех сообщений, которые адресуют нам в течение дня знакомые и незнакомые люди, коллеги, начальник, а также всевозможные рекламные баннеры и средства массовой информации.

Как только вы произносите первое слово, вы тоже становитесь источником информационных сообщений для своих близких.

Как сделать так, чтобы ваше сообщение попало в эти 10%, а не в те 90%, которые другой человек пропустит мимо ушей, попросту «забанит»?

Прежде, чем начать говорить, возьмите паузу. Дождитесь того момента, когда внимание собеседника будет на подъеме. Знаете, в серфинге бывает такое мгновение, когда доска выходит на гребень волны. Так и словом своим постарайтесь попасть в самый пик внимания.

И вот вы начали говорить. Период времени, за который другой человек понимает, слушать вас дальше или уходить в свои мысли, ничтожно мал. Это всего… 11 секунд. Такую цифру мне подсказал счетчик на Youtube, который замерил, что посетители переключают внимание с одного видеоролика на другой в среднем каждые 11 секунд.

Итак, кто бы ни был вашим собеседником – ребенок, друг, муж – у вас есть эти 11 секунд, чтобы зацепить его внимание. А дальше он либо включится в разговор, либо будет делать вид, что слушает. Или найдет повод свернуть общение и уйти.

Что можно сделать за 11 секунд? С каких слов начать свою речь, чтобы сразу зацепить внимание?

1. Пошутить. Люди готовы пропустить важную информацию, но не готовы пропустить шутку. Мы мало смеющаяся  нация, и мы очень ценим возможность улыбнуться. Готовьте шутки заранее, если вы не из тех, кто легко импровизирует.

2. Рассказать какую-то историю. Если вы начинаете со слов «однажды», «представь себе», вы сразу получаете кредит доверия не на 11 секунд, а минуты на две, не меньше. Потому что собеседник понимает: вы не собираетесь его грузить или отчитывать, вы просто рассказываете историю. Лучше всего ее рассказывать максимально короткими фразами. Покажите, что вы очень цените время своего собеседника.

3. Вступить в общение – задать сначала личный вопрос, поинтересоваться делами.

4. Шокировать. Сообщить какой-то сенсационный факт. Пробиться сквозь информационный шум в голове современного человека, особенно подростка, очень сложно, поэтому сенсация зацепит его внимание.

5. Сообщить свежую новость. «Знаешь ли ты, что» «Я тебя удивлю».

Как удержать внимание?

Захватить внимание – это лишь первый шаг. Для того, чтобы градус интереса к вашим словам не снижался, надо помнить об универсальных законах общения.

Мы слушаем, если:

1. Нам важно то, о чем нам говорят

2. Это новая и/или удивительная для нас информация

3. Говорят лично про нас

4. Нам говорят о чем-то весело, эмоционально, искренне, артистично.

Прежде чем начать говорить, подумайте: почему этот конкретный человек будет это слушать? О чем вы хотите сказать, какова ваша цель? Тот ли это момент? Тот ли это формат?

Ответьте для себя на каждый из этих вопросов  – и тогда вы не ошибетесь.

У моей дочери недавно был юбилей, большой банкет, и я приготовила речь, в стихах. Мне очень хотелось выступить, себя показать, там были интересные люди. Но я отказалась, потому что почувствовала, что это не подходящий момент.Все внимание в этот день было обращено к Кате, перетянув одеяло на себя, я бы невольно вступила в конкуренцию с дочерью. И я ушла в тень,  была просто мамой, хозяйкой – помогала гостям, предлагала угощения. Я расстроилась немного, конечно, но как-то справилась. Зато я вовремя почувствовала формат праздника и приняла верное решение.

Старайтесь говорить с близкими коротко, весело и по делу. Говорите только те слова, которые имеют значение. Уберите пафос и назидание. Избегайте пустых слов. Лучше подержите паузу, поищите точную фразу. Не спешите говорить первое, что взбредет в голову.

Чувствуйте момент, когда можно спрашивать и говорить, а когда лучше промолчать.

Старайтесь больше слушать, чем говорить. Дайте понять родному человеку, что вы слышите и помните то, что он о себе рассказывает. Можно начинать разговор с вопроса об этом:

«Ты вчера собиралась к врачу, как ты съездила?» Вопросы имеют большее значение, чем ответы.

Никого не принуждайте к общению.

Если ребенок сейчас торопится в кино, а муж устал после работы, не затевайте разговор, не напирайте на их чувство долга. Дождитесь подходящего момента.

Чаще выходите в интернет. Семейный чат – это абсолютное счастье.

Не врите никогда. Мы очень чувствительны ко лжи близких людей.

Подробнее читайте об этом в книгах Нины Зверевой«Правила общения с детьми. 12 «нельзя», 12 «можно», 12 «надо» и «Я говорю — меня слушают. Уроки практической риторики» (обе – Альпина Паблишер, 2016, 2017 гг.)

Из выступления Нины Зверевой в программе Татьяны Лазаревой «Выходные со смыслом» 20 мая 2017 года