Вопрос от Бориса К.:

Вы сидите на совещании или лекции. И чувствуете, что не можете больше молчать. Отчаянно хочется высказаться. Хорошо если модератор спросит, есть ли вопросы. А если формат совещания или лекции вашего выступления не предполагает. Что делать? В каком случае нужно брать слово, а в каком молчать? И как взять слово правильно, даже если тебе его не давали?

Ответ Нины Зверевой:

Есть прекрасный формат, называется «реплика». Вы всегда можете поднять руку и спросить — можно реплику? Негласно принято давать слово, если есть реплика с места. Всем понятно, что это важно и… коротко! Если человек просит реплику, но говорит долго, его прерывают,  и у всех остается осадок — и у того, кто прервал и у того, кого прервали.

Недавно прочитала смешную фразу «Вот что меня бесит, так это если я прервал собеседника, а он продолжает говорить…» Так что лучше говорить не больше минуты, структурировано, четко.

Еще всегда можно выступить в виде вопроса. Даже если вопросы не предполагались, вы можете поднять руку и спросить: «А можно вопрос?» Все любят, когда аудитория реагирует активно, то есть задает вопросы докладчику. К тому же Вы можете вложить в формулировку вопроса тот самый месседж, который Вы хотели сказать. Это гениально умеют делать политики во время дебатов.

Мне однажды довелось вести прямой эфир с кандидатами в Президенты России на федеральном канале РТР. По формату это были дебаты, и моя задача была (среди прочих) внимательно следить за тем, чтобы все кандидаты имели одинаковое количество эфирного времени.

Но хитрый Жириновский умудрялся так долго задавать вопрос, что это было похоже на внеочередную рекламу ЛДПР. Например, он спрашивал Зюганова: «Геннадий Андреевич, мы в нашей партии разработали программу поддержки молодых семей. Мы считаем, что надо сделать (дальше длинное перечисление разных пунктов). Ну а Вы что планируете по этому вопросу?»

Мне пришлось резко ограничить хронометраж вопроса и просить Владимира Вольфовича умерить пыл и не пользоваться подобными приемами.

Однако Вы всегда можете вложить вовнутрь вопроса и свое мнение и интересную информацию, которой владеете. Качество вопроса от этого только выиграет!

Советую не молчать, если есть что сказать! И все же готовиться, записывать на листочке цифры и факты, продумывать начало и финал. Иногда именно реплики и вопросы становятся самым интересным моментом лекции или совещания, а их автор — настоящим героем. Так что дерзайте!