Я уверена — нет ни одной проблемы, которую человек не мог бы решить сам, путем тренировки и работы над собой. Если проблема серьезная или проблем много — значит, надо работать еще больше, вот и все.

Например, известно, что тембр голоса очень влияет на восприятие речи. Закон простой: чем ниже голос, тем легче и приятнее его слышать и слушать. Вспомните Левитана, прислушайтесь к тем голосам, которые озвучивают рекламу — прежде всего рекламу хороших машин или дорогой бытовой техники. Какой роскошный бас найден специалистами из компаний «Панасоник» и «Фольксваген» для озвучивания их роликов!

Прекрасно и узнаваемо звучит голос Познера, хорошо говорит Доренко… Много хороших голосов звучит на современных радиостанциях — прислушайтесь к ним, не вникая в смысл слов!

Интересно, что как бы ни старались режиссеры монтажа использовать возможности компьютерной «косметологии», те люди, которые не привыкли выступать публично и никогда не работали со своим голосом, звучат неуверенно и не слишком благозвучно.

Прыгает с шестом Елена Исинбаева, замечательная спортсменка. А потом вдруг почти детским голосом уговаривает нас купить какой-то дезодорант. Я представляю, как хотелось режиссеру заменить голос за кадром, но нельзя — слишком известная персона, будет скандал!

Если вы хотите (или вынуждены) часто выступать перед публикой, вам надо поработать над голосом. Если он высокий, его можно снизить даже на октаву. Есть хорошие специалисты, они помогут. Если голос достаточно низкий, но срывается и «устает» даже при коротком выступлении, надо учиться «говорить диафрагмой», больше петь песни. Поставить и укрепить голос очень важно.

К тому же вам придется обратить внимание на свою манеру говорить, на наличие диалектов и разных привычек, которые могут мешать воспринимать вас всерьез. Принято говорить «по-московски», и это означает, что ваше «оканье» или певучая северная быстрая речь тоже может стать проблемой.

Голос — инструмент, интонация — умение играть на этом инструменте.

Сколько эпитетов мы с вами можем подобрать к слову «интонация»! Спокойная, уверенная, зловещая, особая, восторженная, живая и т.д.

Как же с этим разобраться? Какую выбрать? Для начала надо понять, какая интонация вам свойственна.

Без записей собственного голоса это вряд ли удастся.

Я знаю, что люди обычно с ужасом реагируют на свой голос, даже не верят в первый момент, что это говорят именно они. Потом привыкают и ужасаются уже другим вещам: тому, как они говорят, как формулируют, как интонируют.

Всегда плохо впадать в крайности. Если вы говорите очень спокойно, не торопясь, уверенно, но при этом в течение двух часов или даже в течение часа ни разу не смените интонацию — люди перестанут вникать в смысл ваших слов.

Надо заранее в тексте доклада отметить для себя моменты, когда вы можете резко сменить интонацию — со спокойной на тревожную, с жесткой — на радостную.

Но если будете делать это слишком часто, то ускользнет смысл вашего выступления, потому что перемена интонации — серьезное оружие, и его надо использовать с осторожностью.

Очень полезно посмотреть по телевизору (а еще лучше — на диске, в спокойной обстановке) выступления таких мастеров слова, как Эдвард Радзинский или Михаил Задорнов. Повторюсь: в данном случае мне безразлично, нравятся ли вам их тексты. Приучайтесь обращать внимание на то, КАК они говорят. То почти шепотом, то поднимая голос и усиливая эмоции…

Держать зрителя и слушателя в напряжении — это означает будоражить его воображение и слух, не давая расслабиться.

Интонация может звучать как хороший симфонический оркестр, а может — как одинокий рояль. Что лучше? Ответа нет. Каждый раз это зависит от тех задач, которые вы перед собой поставили, от публики, перед которой вы выступаете, и от ситуации.

Естественно, если вам довелось выступать последним на сложном собрании или на конференции, то говорить надо громко, четко, уверенно — и удивлять переменой интонации почаще, иначе уставшие люди не смогут вникнуть в суть ваших слов.

Первым быть тоже плохо, так как переход от отдыха к работе всегда требует времени на переключение.

Я советую тем, кто выступает в самом начале совещания, чуть больше времени потратить на вводную часть и комплименты аудитории, а потом постепенно сменить дружески-спокойную интонацию на деловую и озабоченную (если вы собираетесь обсуждать серьезные проблемы).

Конечно, кроме тех факторов, которые вы можете учесть при подготовке к выступлению, существуют и такие, которые принято называть форс-мажором. Например, у вас внезапно пропал голос…

Из книги «Вам слово»