У каждого политика бывают как удачные, так и неудачные выступления, и это нормально. Хотя любой публичный человек наверняка сильно переживает неудачи, так как те впрямую влияют на его рейтинг, то есть на карьеру.

Умение выступать — это, прежде всего, тренировка, и ее нельзя проводить одному в пустой комнате. Для начала, конечно, такое тоже возможно, но тогда надо обязательно записывать себя на диктофон, так как без обратной связи вы никогда не поймете, хорошо ли у вас получилось.

Как мышцы требуют непрерывных занятий, так и умение говорить требует постоянных репетиций и оттачивания «на живых объектах».

Будете молчать — не научитесь говорить! Если внутренний голос шепчет, что вот сейчас я сказал бы гораздо лучше, чем этот оратор, встаньте и попробуйте!

Бывает очень обидно, когда в группе умных и талантливых молодых менеджеров самыми активными оказываются отнюдь не самые интересные.

После одного тренинга я получила по электронной почте письмо от девушки, которая сделала прекрасную рецензию на мое выступление, причем ее замечания оказались на редкость полезны.

На следующем занятии я искала ее глазами, пытаясь понять — кто она? Какая? Оказалось, что она ни разу не участвовала ни в одной нашей игре и все время сидела тихо, примостившись за задней партой.

Я спросила:

— Почему? Ведь вы явно умнее многих.

Она ответила:

— Они хотят выступать, а я нет. У меня было несколько неудач. Пока я не буду в себе уверена, я не выйду.

Я смогла ее переубедить, горячо похвалив ее письмо и умение формулировать мысли.

Она вышла, выполнила задание, но сделала это как бы нехотя, без особого энтузиазма, хотя и неплохо.

Вы смотрели фильм «Король говорит»? Как бьется молодой король за возможность произнести достойную речь перед подданными, как глубоко страдает он от своего заикания! И как силен его партнер — тренер, который буквально дирижирует руками перед королем, как перед оркестром! И тот послушно исполняет партию и добивается успеха.

Фантастическая история, которая дает пищу для размышлений. Она заставляет задуматься и о том, что выступления перед публикой — это не дополнение к высокой должности, это и есть главная работа любого высокого чина.

И о том, что детские раны оказываются самыми глубокими, их не вылечишь.

И о том, что даже из самой сложной, тупиковой ситуации можно найти выход. Но для этого нужен партнер, который в тебя верит.

У короля Англии была жена, которая в него верила. И друг, который помог ему избежать насмешек. Но сколько до этого было у него неудач! Как замирала в ужасе вся страна, слушая невнятную речь короля-заики!..

Великий Ираклий Андроников не побоялся в рассказе «Первый раз на эстраде» рассказать о своем полном провале на поприще публичных выступлений.

Я советую найти этот рассказ, он очень смешной и остроумный, и вы не пожалеете о потраченном на него времени. Но коротко могу пересказать содержание.

Молодой Андроников мечтал о сцене. Он понимал, что актером ему не быть, поэтому сосредоточился на карьере музыковеда — того самого, который выходит на сцену перед музыкальным концертом и рассказывает о композиторе и той пьесе или симфонии, которую публике предстоит услышать.

Музыку он знал очень хорошо, к тому же сам не пропускал ни одного концерта, особенно если ведущим был знаменитый Иван Иванович Соллертинский.

И вот однажды судьба улыбнулась ему, и сам Соллертинский, который сильно заболел, предложил молодому человеку подготовить выступление, предваряющее исполнение новой симфонии композитора Танеева.

Далее история становится трагикомичной — Андроников рассказывает, как он вышел на сцену, перевернув все инструменты, как выхватил взглядом какую-то старушку в третьем ряду и обращался именно к ней, и, главное — какую галиматью он нес!

Я уверена, что у каждого сильного оратора есть в памяти подобная «страшная» история.

Но кто не падает, тот не поднимается. Любой опыт, в том числе отрицательный — вклад в копилку ваших будущих побед.

Так что вперед — к успеху!