Недавно мы готовили к юбилею бывшего мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева фильм, в котором об этом человеке рассказывали те, кто хорошо его знает. Среди друзей Юрия Исааковича оказался Олег Табаков, который с радостью согласился принять съемочную группу. Я думаю, запись интервью с замечательным артистом и педагогом продолжалась не дольше пяти минут, но когда мы монтировали фильм, дорожили каждой секундой его выступления и не уставали восхищаться.

Он говорил спокойно, медленно, как бы подбирая слова на наших глазах.

На вопрос «Что особенного в этом человеке?» Табаков не спешил отвечать, смотрел в камеру, думал. Я засекла — молчание продолжалось целых 10 секунд! Но ждали мы не зря. Он поднял глаза на камеру, улыбнулся, в глазах заплясал веселый зайчик, и Табаков сказал:

— Он мужеского пола, Юра Лебедев.

Опять помолчал и добавил:

— В современной России это больша-а-а-я (опять веселая пауза) редкость…

Таким же образом Табаков отвечал на все вопросы. Короткими фразами, но не торопясь, медленно, обдуманно, дополняя изысканное блюдо из слов подходящим и не менее изысканным соусом из пауз.

Публика всегда сразу заметит, если вы растерялись и в отчаянии замолчали, отыскивая нужный слайд или лист доклада.

Но та же публика оценит вашу уверенность и харизму, если вы спокойно помолчите, прежде чем ответить на сложный вопрос или перейти к следующему слайду.

Именно пауза уверенного оратора позволяет без всяких дополнительных увещеваний установить полную тишину в зале.

Постарайтесь не мельтешить, не суетиться, попробуйте специально замедлять речь, даже если привыкли говорить очень быстро.

Иногда начинающие актеры не позволяют людям поаплодировать, посмеяться, так как «гонят текст». Результат — нет радости от спектакля.

Публика должна успеть пропустить информацию через себя, обдумать ее и сформулировать собственное отношение к ней, лучше всего — вместе с яркой эмоцией!

Надо помнить о том, что у разных людей разная скорость восприятия речи, разный уровень образования, разная способность к обучению. Когда говорят спокойно, держат паузу в нужных местах — это удобно всем. А мы не можем потерять ни одного человека в зале!

Но как быть, если вы знаете за собой этот недостаток — проклятые растерянные паузы, когда начинает дрожать голос или теряется мысль?

Я уже говорила, что самый лучший прием — взять публику в соавторы своего выступления. Вы можете предложить людям подумать над вопросами к только что показанному слайду, а сами в этот момент посмотреть тезисы, проверить хронометраж выступления, найти нужную цитату.

Но не забудьте через 20 секунд спросить зал: у кого вопрос? А если вопросов нет, можно спокойно сказать: обычно задают вот такой вопрос, и я на него отвечу. Это хороший прием, потому что дает вам возможность довести игру до конца, а заодно еще раз высказать главную мысль.

Бывают и так называемые «громкие паузы». Это мой собственный термин, который обозначает распространенную привычку ораторов тянуть «а-а-а» или «м-м-м» между словами.

Это очень вредная привычка, потому что публика в таких случаях мечтает только об одном — чтобы оратор перестал мычать и мучить их уши. Мычать — значит мучить! Запомните это раз и навсегда. Но как избежать этой заразы? Дело в том, что сам человек не слышит своей громкой паузы, он думает, что держит обычную паузу и ищет подходящую фразу или слово, чтобы продолжить выступление.

Мне много раз приходилось сражаться с этим серьезным недостатком у своих учеников. И я нашла способ, очень простой.

Я уже написала об этом в самом начале нашей книги, но повторю еще раз: я беру такого оратора за руку и, когда он начинает мычать, резко ее сжимаю. Это помогает выработать рефлекс: «поймав» момент, когда надо сделать над собой усилие, оратор закрывает рот и держит обычную тихую паузу.

И — вновь обретает необходимую уверенность. А еще — находит правильную интонацию.