Есть такие признаки волнения, которых вы не замечаете, но именно они становятся поводом для кривых ухмылок людей, сидящих в зале.

Например, вы непрерывно дотрагиваетесь до лица или взъерошиваете себе волосы. Это может быть детская привычка или естественная реакция на нервозную ситуацию, и вы просто не можете иначе сосредоточиться!

Моя мама преподает физику. Случилось так, что мы с братом оба учились в старших классах именно у нее, и в школе на уроке физики я с изумлением увидела перед собой совсем другого человека.

Во-первых, она держалась гораздо более строго, чем я могла себе представить. А во-вторых, объясняя новую тему, она все время держала себя левой рукой за подбородок.

Я пришла в этот класс позже других. Мои одноклассники уже привыкли к учительнице, и мои попытки расспросить их о том, почему она «держит подбородок руками» вызывали удивление.

А я не могла думать ни о чем другом, кроме того, что мама предстала передо мной совсем иным человеком, и этот новый жест казался чрезвычайно обидным для меня, как будто до этого она скрывала от нас свое истинное лицо!

Мой сын, с самого детства, едва начинает говорить, «дрожит» правой коленкой и очень удивляется, когда я говорю ему об этом.

Очень многие мои ученики-мужчины забывают о необходимости правильно сидеть или правильно стоять, когда надо выполнить очередное задание.

Кто-то слишком широко расставляет ноги, и это выглядит странно.

Кто-то теребит галстук или непрерывно сглатывает слюну.

Эти проявления естественного, и, как мы договорились с вами, вполне объяснимого и даже НЕОБХОДИМОГО волнения, могут помешать слушателям воспринимать вас всерьез. А значит, вам предстоит «вступить в бой» с некоторыми естественными рефлексами.

Как же с ними воевать? Для начала врага надо узнать в лицо.

Лучше всего, если вы сами все увидите и услышите, а для этого надо посмотреть на себя на мониторе, то есть придется либо самому записать себя на камеру, либо пригласить профессионального тренера (коуча, как модно сейчас говорить) с видеооператором.

Я поражаюсь тому, с каким интересом люди смотрят эти записи! Как будто до этого они никогда не видели себя в зеркале и никогда не слышали от близких людей замечаний по поводу некоторых особенностей своего поведения!

Во-первых, люди пугаются своего голоса. Ни разу не было — за более чем пять лет постоянных тренингов в разных аудиториях — чтобы человек остался доволен его звучанием!

Я пытаюсь объяснить, что, записанный на камеру голос все же отличается от того, который люди слышат «вживую».

Тем не менее, очень полезно услышать свои вздохи, «громкие паузы» и тональность, которая иногда может раздражать публику сама по себе, просто потому что голос не поставлен и еще потому, что звучит слишком высоко или визгливо.

Во-вторых, при просмотре записи людей удивляет их собственная внешность. Мои слушатели, особенно женщины, приходят в ужас от того, как они выглядят на экране. А ведь со мной работает оператор, который прекрасно разбирается в свете, композиции и поисках правильного ракурса.

Но ничего не поделаешь — я начинаю пояснять, что видеокамера «прибавляет два размера», и женщины немного успокаиваются, хотя в этот момент их волнует не только фигура.

Нам всегда хочется выглядеть наилучшим образом, а зря.

Очень давно один умный человек объяснил мне, что уверенная в себе женщина ВСЕГДА выглядит прекрасно! Думаю, то же самое можно смело сказать о мужчинах.

Если бы мы не заботились так сильно о том, в каком виде предстанем перед нашими слушателями, то только выиграли бы, так как блеск в глазах и харизма уверенного в себе человека перекрывают все видимые и невидимые недостатки!

Так что не надо пугаться, если вы отдаете себе отчет в том, что этот человек, так странно и неожиданно похожий на вас, говорит вполне складно и слушать его интересно.

Но, тем не менее, есть привычки, которые действительно мешают вас слушать. И от них надо избавляться.

Вы помните, как причмокивал когда-то Егор Гайдар? Но уже через пару лет он стал говорить спокойно, без этого неприятного и смешного причмокивания.

Я думаю, он позанимался с педагогом по технике речи, а их много, и среди них встречаются очень хорошие.

Если же вы знаете за собой недостатки вроде «дрожания» коленкой, то придется поработать самостоятельно. Это как на сеансах психотерапевта — надо увидеть, признать, ужаснуться — и действовать!

Ставим камеру, выступаем перед ней — и смотрим, уходит ли наш рефлекс?

Однажды я работала с молодым парнем, который вместо паузы говорил «м-м-м». Он мычал так много и так часто, что очень хотелось, чтобы он уже закрыл наконец рот! А парень толковый, приятный, ему действительно суждено было сделать хорошую карьеру. Но его выступления перед руководством банка почти всегда проходили неудачно.

Мы записывали его на камеру, он смотрел, ужасался, но дело не двигалось.

И тогда я вдруг — по наитию — взяла его за руку и стала резко сжимать ее в тот момент, когда он начинал «мычать». Что вы думаете? Уже через одно занятие молодой человек с радостью констатировал, что сам может контролировать себя. То есть он «поймал» тот момент, когда начинал «мычать»! Он как бы сам сжимал свою руку и замолкал. А нормальные паузы воспринимаются слушателями положительно: человек думает, значит, ему есть что сказать, и даже приятно как бы «подумать» вместе с ним!

Я уверена, что любому из нас полезно знать, как мы выглядим со стороны. Какие «вредные привычки» вдруг обнаруживаем в минуты волнения, в те моменты, когда должны предстать перед публикой.

Во-первых, советую обсудить этот вопрос с теми, кто хорошо вас знает. Наши близкие порой не хотят говорить нам правду, но если объяснить им, что это действительно очень для вас важно, то они расскажут много интересного и полезного, поверьте мне.

Во-вторых, сделайте запись на камеру. Ее легко можно организовать даже дома, без оператора и без зрителей: просто поставить камеру и записать любое свое выступление, а потом посмотреть. Вас ждут неприятные эмоции, но их надо пережить.

И в-третьих, хорошо бы поработать с индивидуальным тренером, который тактично, но профессионально поможет вам справиться с теми естественными проявлениями волнения, которые могут сильно вам мешать.

Ведь они — как выстрелы в спину: вы ничего не чувствуете, не слышите и не видите, но все это слышит, видит и чувствует ваша аудитория. А это уже очень серьезно! Тем более если аудитория изначально не настроена по отношению к вам доброжелательно, и среди слушателей есть люди, которые хотят вас «срезать». Помните замечательный рассказ Василия Шукшина на эту тему?

Если нет, я постараюсь напомнить.

Жил в деревне местный умник, и особо радостным аттракционом для жителей были моменты, когда он приходил на встречу с городскими жителями, приехавшими погостить к своим родственникам.

Вот тут-то он и разыгрывал спектакль, стараясь «срезать» по любой теме городских пижонов!

И ему это удавалось — исключительно потому, что на его стороне были напор и поддержка «зала», а расслабленные «дачники» оказывались не готовы к такому разговору.

Но им это простительно, к тому же их ждали городские квартиры, предмет зависти односельчан. А истинными жертвами набегов «всезнайки» Глеба Капустина становились матери этих неудачливых спорщиков, которые хотели гордиться своими детьми и ненавидели Глеба лютой ненавистью.

А вы уверены, что в вашем зале каждый слушатель настроен позитивно?

Как бы не так…

Из книги «Вам слово»Купить можно здесь

Отзывы с OZON.ru

Время.. есть 🙂 07 сентября 2013 г. Бурова Полина (29 лет)

Даже если совсем нет времени, оно есть. Хотя бы пока идешь по коридору на сцену или едешь на машине до места выступления. Этот парадокс раскрывает в своей книге Зверева. Написано очень тепло, никаких принудительных лозунгов, наоборот иногда с непривычки охватывает чувство недоумения, что не настаивают что-то сделать или зарубить на носу здесь и сейчас..