Звучание голоса, его тембр играет важную роль. Повезло тем, кто от рождения имеет приятный голос!

Недавно подруга рассказала мне грустную историю о своих знакомых, где жена сбежала от мужа с другим человеком, который вовсе не был таким хорошим и надежным, как оставленный муж. Оправданием ей служила всего одна фраза: «У него божественный голос!» Ее возлюбленный пел в хоре им. Пятницкого, но так и не сделал певческой карьеры, а вскоре и вовсе стал работать в аэропорту. Он помогал заводить самолеты в ангары. И возлюбленная вскоре ушла от него, пыталась вернуть любовь мужа и брошенной на него дочери, но ничего хорошего из этого так и не получилось.

Божественный голос… Помните, как Одиссей привязал себя к кораблю, чтобы не поддаться пению Сирен!

Видимо, наши уши тоже имеют право на каприз: хочу — не хочу, и, естественно, этот каприз имеет чисто физиологическую природу.

Нам трудно воспринимать верхние, визгливые нотки. Гораздо приятнее для нас бас, и чем он гуще и ниже, тем торжественнее и увереннее звучит голос, как бы наслаждаясь собственным тембром.

О том, как работать над голосом, я довольно подробно писала в учебнике «Я говорю — меня слушают»1.

Советы простые: надо больше петь, записывать себя на диктофон и добиваться понижения тембра. Известно, что с помощью упражнений можно понизить голос на целую октаву!

Правило приятного низкого голоса относится как к мужчинам, так и к женщинам. Все просто: чем ниже тональность — тем лучше.

Очень важно обращать внимание на дикцию, особенно на точное произношение последних слогов и сложных фраз и словосочетаний. Стоит слушателям не понять одну-две фразы, как они забеспокоятся, начнут переспрашивать соседей или просто всерьез рассердятся на вас, и поделом!

Говорить во время выступления надо совсем не так, как вы разговариваете с друзьями в кафе или с женой на кухне.

Тут приходится контролировать, как звучит голос и насколько внятно вы умеете произносить слова и слоги.

Полезно вспомнить детские скороговорки.

Ну-ка: на дворе трава, на траве дрова. Или: шел Саша по шоссе и сосал сушку! Или: Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет!

Постарайтесь произнести эти предложения максимально быстро и разборчиво, потом — еще быстрее, но так же разборчиво. Запишите себя на диктофон. Не пугайтесь, если сначала ничего не получится. Эти упражнения можно проделывать по много раз в течение любого рабочего или выходного дня, главное — не забывать, что отныне это для вас очень важно!

Часто спрашивают: как говорить — тихо или громко?

Конечно, ответ на этот вопрос напрямую зависит от той аудитории, в которой вы выступаете. На английском ответ звучит просто: it depends on… То есть «это зависит от…»

Это зависит от того, какая вам досталась аудитория и хорошо ли слышен ваш голос на последних рядах. (Я всегда советую спросить людей, которые устроились «на галерке», слышно ли им и не надо ли говорить громче.)

Это зависит от того, какова тема вашего выступления, потому что «анализ прошедшего года» требует одной интонации (вдумчивой, негромкой), а пафосный предновогодний доклад «об успехах коллектива», наверное, требует более громкого и «маршевого» звучания.

Это зависит от вашего голоса, потому что человек не может долго говорить на пределе возможностей — голос попросту «сорвется», а это большая неприятность.

Это зависит от того, как принято говорить в данном коллективе в данной ситуации. Корпоративные традиции и привычки — важное «вводное» условие, и если вы пришли со стороны, хорошо бы заранее о них узнать.

Наконец, это зависит от ситуации, так как в каждый момент выступления ваш голос может стать для вас поддержкой или проблемой — все в ваших руках!

Например, я советую никогда не вести выступление на одной ноте, в одном темпе, используя одну и ту же интонацию. Это очень утомительно для слушателей.

Вы можете начать громко, четко, ясно и, завоевав внимание зала, перейти на более тихую и спокойную речь, и этот прием будет воспринят аудиторией «на ура», так как получается, что вы познакомились, а теперь начали работу почти по-домашнему.

Можно заговорить тише и для дисциплинарного воздействия. Я это часто делаю. Очень приятно и интересно наблюдать за тем, как напрягаются слушатели, боясь пропустить что-то интересное, какие негодующие взгляды они начинают кидать на соседей, если те вдруг решили пошелестеть страницами рабочего блокнота.

На наших продюсерских курсах выступали лучшие педагоги ВГИКа, и среди них были прекрасные учителя и ораторы. Занятия по истории кино вели два совершенно противоположных человека — Владимир Александрович Утилов и Владимир Вячеславович Виноградов.

Первый рассказывал о Голливуде и развитии иностранного кино, а второй — о кино советском и российском.

Первый говорил тихо и медленно, иногда задумываясь над собственными утверждениями и как бы удивляясь им. Эти паузы были особенно дороги слушателям, так как было совершенно очевидно, что несмотря на огромный опыт преподавания этого предмета, Владимир Александрович каждую лекцию переживает словно заново.

А Виноградов приходил в аудиторию веселый и активный, и его голос было слышно даже за ее пределами.

Кто из них вел себя правильнее? Оба.

Потому что ваш голос должен звучать органично, в полном соответствии с полетом вашей мысли и вашим характером.

Но списывать торопливость, неряшливость, проглатывание слов или «зловещий шепот» на органику нельзя, это просто нечестно по отношению к тем людям, которые вынуждены вас слушать.

Максимально работать над собой и при этом оставаться собой — вот формула успеха.

Однако мы все еще говорим о форме, а не о содержании, и это, наверное, уже не солидно. Вы же подготовили некую важную мысль, не правда ли? В виде простых и понятных тезисов она изложена в вашем рабочем блокноте. Теперь надо постараться донести ее до ваших слушателей.