Елена Пономарева - директор центра

Заказ тренингов-5

+7(958) 836 04 04

Главное — не начало, а финал и основная мысль

На тренингах мы много раз проводили простую игру. Задача — рассказать историю из жизни, коротко, за полторы-две минуты. Начало истории — слово «однажды», а финал должен включать слова «и тогда я понял(а), что…» Это замечательное упражнение. Cколько ни призывай слушателей четко формулировать финал, пока они сами не помучаются и не сравнят свои ответы с ответами коллег, успеха не будет. Вот встает милая девушка и начинает рассказывать:

— Однажды я решила начать бегать. Дело в том, что в нашем университете каждый год проходит марафон, и мне всегда хотелось принять в нем участие, но я не умела бегать. Я не люблю бегать, и тело мое сопротивляется, и дыхание сбивается, и очень хочется домой…

Тут она замолкает. Потом вспоминает условие задания и заканчивает:

— И тогда я поняла, что я не люблю бегать, но мне это надо…

И снова растерянно смолкает, так как рассказ «пошел по кругу», и в нем нет главного — финала.

Возникает пауза, участники семинара задумываются, а тренер уточняет:

— Вы все же приняли участие в марафоне?

— Да, — отвечает девушка. — И я пробежала не хуже других.

Тогда тренер предлагает залу придумать яркий финал выслушанной истории. И тут один за другим начинают возникать хорошие варианты: «И тогда я поняла, что надо уметь преодолевать себя, потому что в результате я чувствую себя героем!» Или: «И тогда я поняла, что самые неприятные занятия тоже умеют приносить радость!»

Каждый из нас может вспомнить немало примеров, когда человек встает, чтобы сказать тост, и начинает неплохо, а вот само пожелание, то есть «изюминку» выдать не может — не продумал, не сформулировал. И вот уже вся компания пытается завершить тост за него, и это бывает очень обидно, потому что все так хорошо начиналось!

Я точно знаю, что, если бы мы могли оценить «стоимость» каждой части выступления — начала, середины, финала, — то последний стоил бы дороже всего. Потому что запоминается последняя фраза. Я называю это «правилом Штирлица» — помните тот эпизод в «Семнадцати мгновениях весны», где разведчик специально готовит последнюю фразу, прежде чем выйти из кабинета осторожного и умного противника? Вы проводите совещание? Как хорошо будет звучать в конце фраза: «Мы многое обсудили, нам многое надо сделать, но я верю и знаю — у нас все получится!»

Это финал, рассчитанный на подъем эмоций. А еще бывают финалы, которые заставляют задуматься. Например, в конце выступления на конференции смелый докладчик может высказать парадоксальную мысль: «Все, что я вам сейчас рассказал, можно легко опровергнуть. Но я не хочу подсказывать — думайте сами!»

Замечательно воспринимаются финалы, которые заставляют публику смеяться и аплодировать одновременно.

Это происходит оттого, что…

Фрагмент из книги «Вам слово! Выступление без волнения» 

Заказ тренинга

Выберите тему тренинга
Медиатренинги
  • Медиатренинги
  • Презентации
  • Коммуникации
  • Питч
  • Подготовка ответственных выступлений
  • Персональный бренд
Отмена
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с
Пользовательским соглашением

Записаться

Формат выступления - 60 или 90 минут + 10-30 минут на ответы на вопросы

Выберите тему выступления
Делайте лишнее!
  • Делайте лишнее!
  • Люблю свой возраст
  • Слово лидера
  • Выступление без волнения
  • Small talk: что нельзя и что можно и почему
  • Soft skills - почему это важно и как этому научиться
  • Ваш персональный бренд
  • Общение с журналистами - три секрета подготовки
  • Медиатренинги
  • Презентации
  • Коммуникации
  • Питч
  • Подготовка ответственных выступлений
  • Персональный бренд
Отмена
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с
Пользовательским соглашением

Заказ индивидуального тренинга

Выберите тему тренинга
Медиатренинги
  • Медиатренинги
  • Презентации
  • Коммуникации
  • Питч
  • Подготовка ответственных выступлений
  • Персональный бренд
Отмена
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с
Пользовательским соглашением

Заказать "Мастер-класс"

Выберите тему мастер-класса
Медиатренинги
  • Медиатренинги
  • Презентации
  • Коммуникации
  • Питч
  • Подготовка ответственных выступлений
  • Персональный бренд
Отмена
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с
Пользовательским соглашением

Спасибо! Ваша заявка отправлена.