Как только вы берете в руки микрофон или без всякого микрофона начинаете говорить за накрытым столом — все принимаются вас РАЗГЛЯДЫВАТЬ. До того, как вы открыли рот, этого не происходило, но именно теперь на вас обязательно посмотрят другими глазами, и вы это почувствуете. Не дай бог в этот момент подумать о том, что галстук завязан неправильно, или о том, что у вашей блузки слишком глубокий вырез!

Все другие мысли, в том числе та главная, ради которой вы взяли слово, сразу улетучатся. Ведь нам очень важно, как нас оценивают окружающие, и мы все прекрасно понимаем, что необходимо предстать перед ними в том образе, который поможет воспринять нашу речь с должным уважением и почтением. Если выступление, даже короткое — это спектакль, то одежда — это удачный или неудачный костюм главного героя.

Представьте себе на театральной сцене Отелло в образе банковского служащего или Евгения Онегина в одежде крестьянина. Если это не специальная новация режиссера, то такое невозможно! Художники по костюмам и костюмеры изучают историю моды и психологию героя, чтобы подобрать правильный образ. Тот образ, который единственно возможен для данной пьесы (модные авангардные постановки мы сейчас в расчет не берем!).

Но у вас нет личного костюмера, и вы едва ли часто имеете возможность советоваться при покупке одежды со стилистами или модными ассистентами по шопингу, то есть опять же с профессионалами.

Ошибаются все до единого, пусть это вас утешит. Я знаю множество забавных историй о том, как люди попадали впросак из-за своей одежды или прически, которая шла вразрез с правилами приличия или с существующим в данном учреждении дресс-кодом.

Последняя из этих историй прозвучала на семинаре телевизионных ведущих в ответ на мою просьбу вспомнить ситуацию, когда телеведущий не справился со своей задачей.

Девушка из Башкирии рассказала о своем полном провале. К ней в прямой эфир пришла заслуженная учительница республики, но когда она вошла в студию, все ахнули — в горячке подготовки к эфиру она забыла надеть на себя юбку, и под шубой оказалась только блузка и… колготки поверх нижнего белья. Поэтому в студию она вошла в шубе и раздеваться отказалась. Все засуетились, стали искать, с кого можно снять юбку, но на телевидении, как правило, работают девушки юные, стройные, и к тому же чаще всего они ходят в брюках. Помочь было некому, ехать домой — некогда.

И тогда режиссер программы принял единственно верное решение — он усадил героиню за стол так, чтобы не видно было нижней части туловища, и внешне все было нормально.

Кстати, многие телевизионные дикторы — и у нас и за рубежом — выходят в прямой эфир именно так: на виду — пиджак и галстук, а под столом — удобные джинсы и домашние тапочки. Зритель ни о чем не догадывается, зато вести в таком виде напряженный прямой эфир гораздо комфортнее.

Но в нашем случае в студии за столом сидела не диктор, а заслуженная учительница, и телеведущая должна была провести с ней беседу о реформе среднего образования, то есть разговор предстоял очень серьезный.

В общем, закончилось все очень плохо. Ведущая так и не смогла справиться с одолевавшими ее приступами хохота, причины которого были абсолютно не ясны зрителю. Учительница оказалась большой умницей, но, в конце концов, она тоже расхохоталась, и эфир пришлось остановить.

Когда я работаю с топ-менеджерами или крупными политиками, всегда прошу привести хотя бы на час-полтора в мой кабинет… жену.

Дело в том, что обычно именно жена выступает в роли главного стилиста и костюмера. Хорошо, если у нее хороший вкус, а если — плохой?

Приходится долго и терпеливо объяснять, что черный цвет костюма, может, и удобен, но не всегда и не везде, что галстук лучше подбирать теплых тонов, и т.д. При этом, я, естественно, ссылаюсь на «особые» телевизионные правила и не подвергаю сомнению ее исключительный талант стилиста и дизайнера.

Вы знаете — действует! На следующее занятие является другой человек — в хорошем сером костюме, рубашке приятного желтого или розоватого оттенка, с галстуком правильной формы и правильного цвета.

Иногда я прошу позаниматься с группой мужчин своего партнера — оператора. Он рассказывает простые правила: цвета брючного ремня и ботинок должны совпадать, носки надо надевать высокие, чтобы между брюками и ботинками не виднелись голые ноги, а еще надо соблюдать правило сочетания теплых и холодных тонов…

Не поверите — наутро группа наших учеников выглядит иначе! Люди разглядывают друг друга с удовольствием и ведут себя намного увереннее. Видимо, подспудно мысль о том, что с одеждой что-то не так, была у каждого, но никто не знал, как надо действовать.

Иногда бывает смешно и вместе с тем грустно наблюдать за тем, как в регионах России на сцену поднимается местная знать, и каждый одет в серый костюм и белую рубашку. А руки они держат, скрестив на том месте, которое так трепетно охраняют футболисты во время штрафного удара.

Когда работаешь с женщинами, мужей приглашать не приходится, так как почти все дамы в вопросах моды и стиля считают себя профессионалами.

И зря! То, что хорошо выглядит в магазине, не всегда удачно смотрится в рабочей обстановке, особенно если вы претендуете на то, чтобы вас внимательно и с удовольствием слушали.

Меня очень удивляли иностранные тренеры нашей телевизионной школы, которые приезжали на семинары в очень простой одежде — джинсы, удобный однотонный свитер, мягкая обувь. Никакого эпатажа, никаких особых изысков. Правда, в последний день работы, на выдачу сертификатов, эти же люди приходили в строгих костюмах и свежих рубашках, и праздник сразу становился особенным.

Всего на один день прилетал к нам недавно Владимир Познер, который запросто мог бы давать уроки стиля мужчинам — журналистам и не только. Впрочем, и не только мужчинам.

Легкой походкой он вышел из самолета. На нем была спортивная куртка-ветровка, джинсы, яркий тонкий свитер. В руках — портплед. Мне стало очень интересно, какую одежду он привез. На мой вопрос Владимир Владимирович сразу ответил: «Костюмы согласно программе».

А программа была насыщенной: выступление перед молодыми журналистами, встреча с мэром, приватная встреча с бизнесменами, затем — большое выступление перед студентами университета.

Утром на встречу с молодыми журналистами Мастер вышел в костюме, но под пиджак был надет тонкий сиреневый джемпер, и на первой же минуте общения, попросив разрешения у публики, пиджак он снял.

Я неоднократно наблюдала этот прием — снять пиджак, предварительно договорившись с аудиторией. Публике приятно, и к тому же это некий особый акт доверия, так как пиджак — символ официоза.

Перед встречей с мэром Познер заехал в гостиницу и превратился в стопроцентного представителя истеблишмента: белоснежная рубашка, яркий однотонный галстук, темно-серый костюм.

Таким же он предстал перед бизнесменами, и они уважительно смотрели на человека, который умудряется в столь зрелом возрасте выглядеть столь элегантно. Я заметила, что они разглядывают форму воротничка и покрой пиджака, пытаясь определить бренды. Как вы понимаете, с брендами был полный порядок. Как и с часами, и с начищенными до блеска ботинками.

Но перед студентами предстал новый Познер — свободные брюки, изящная легкая курточка на молнии, под ней снова тонкий яркий свитер.

Он отвечал на вопросы живо и искренне и вызвал всеобщее восхищение. Но я уверена, что отчасти своим успехом Познер был обязан тому образу подвижного, современного и успешного «человека вне возраста», который выбрал для общения с молодежью.

Как правило, модная одежда неудобна и сковывает. Но это касается только костюмов из серии деловых или вечерних. Есть много модных и приятных для тела, вполне комфортных вещей, которые будут «помогать» вам выступать так, чтобы вас слушали и воспринимали с интересом и вниманием.

Нельзя надевать совсем новые вещи — они могут повести себя непредсказуемо. Особенно это касается обуви. Бывает, что новое платье или юбка «прилипают» к ногам, и женщина оказывается в очень неприятной ситуации. У мужчин свои проблемы — например, брюки после того как вы посидели на стуле, могут оказаться сильно мятыми, или воротничок новой сорочки вдруг начнет натирать шею… В общем, лучше не рисковать.

Формула «комфортность плюс уместность» подразумевает, что вы должны заранее ознакомиться с дресс-кодом, принятым там, где вам предстоит выступать.

Если вы выступаете перед банкирами, это вовсе не означает, что и одеты вы должны быть как банкир. И все же я бы воздержалась от джинсов и свитера или блузки ярких расцветок — это будет неприятным раздражителем для публики, которая может среагировать весьма критично. То есть это будет неуместно! Хотя и вполне комфортно.

Если вы выступаете перед школьниками, то джинсы и демократичная куртка могут оказаться весьма кстати, но кроссовки, наверное, будут перебором — все же всему свое время и место. Вообще будьте осторожны со спортивной одеждой — она сама по себе очень «говорящая».

Женщины должны обращать особое внимание на детали. Так, например, надо избегать голых рук, глубоких вырезов, чересчур высоких каблуков. Косметика не должна быть слишком заметна — это не конкурс красоты и не новогодний вечер в ресторане.

К сожалению, наши женщины часто в этом смысле «перебирают». Поверьте, люди ценят блеск в глазах и точность мысли гораздо больше, чем красивую яркую помаду на губах и смелый «прикид».

Откройте свой гардероб, подберите разные сочетания в деловом стиле и стиле casual, обязательно примерьте на себя несколько вариантов и постарайтесь посмотреть в зеркало глазами вашей аудитории — приятно ли ей будет общаться с таким человеком?

Начнем с того, что уберем все, что может раздражать, а далее — вперед за Познером, к тому, что будет вызывать интерес и радовать глаз!

Но удобным должен быть не только ваш костюм, но и стул, и стол, и та доска, у которой вы будете стоять. Поэтому заранее обсудите с организаторами технические моменты.

Фрагмент из книги «Вам слово! Выступление без волнения»