Однажды мне довелось присутствовать при забавном выступлении одной замечательной женщины, специалиста по рекламе.

Она имела объемный и яркий материал, владела информацией о рекламном рынке не только в России, но и в мире и к выступлению подготовилась ответственно и качественно.

Но! По уже сложившейся традиции эта замечательная женщина почти весь свой доклад перенесла на слайды, и уже через три минуты после начала выступления публика откровенно заскучала и начала зевать.

Милая женщина стояла за компьютером, нажимала на клавиши и… читала текст, который появлялся на экране. При этом она стояла спиной к залу и сама глядела на экран вместе со слушателями.

Иногда на экране появлялись картинки, и публика явно оживлялась.

Один раз появился целый рекламный ролик, и в этот момент проснулись все! Но… Далее опять пошел текст, перенесенный на экран: «Первое, второе, третье… Четвертое… Надо делать так, потому что это правильно…»

Если бы после завершения доклада кто-то провел блиц-опрос среди слушателей , то на вопрос «Какая мысль вами усвоена?» вряд ли кто-то смог бы дать вразумительный ответ. Глаза у всех устали, а головы отключились, то есть перешли в режим «просмотра» собственных более интересных «программ».

Для меня наблюдать за чтением этого доклада было забавно — потому что речь шла о рекламе, а сама презентация была сделана как антиреклама докладчика, то есть вопреки всем тем тезисам, которые декларировались вполне профессиональным человеком. Видимо, докладчица никогда не задумывалась о том, что ее сообщение должно быть подготовлено ровно по тем же самым законам.

Когда ко мне приходят ученики с готовыми докладами, каждый из них прекрасно знает «теорию»: на пять минут — один слайд! И в каждом слайде — минимум текста, больше картинок или интересных диаграмм. Но как только дело касается их собственного сообщения, то каждая фраза, каждый вывод, каждая цифра кажется такой важной, что непременно надо зафиксировать ее на слайде.

Однажды мне продемонстрировали доклад на десять минут, в ходе которого было показано 30 слайдов, причем на каждом было по несколько графиков и огромное количество цифр и пустых скучных отчетных фраз.

Проведу параллель со своей любимой профессией, так как сравнение кажется мне весьма уместным.

Я ненавижу телесуфлер и никогда с ним не работала, хотя мне много раз предлагали использовать его во время работы в прямом эфире на федеральных каналах. Я предпочитала сама писать тексты и запоминать их почти наизусть, оставляя возможность что-то менять в ходе общения со зрителем.

Дело в том, что суфлер автоматически снимает ответственность с телеведущего, который превращается в диктора, а точнее сказать — в чтеца (дикторы советской поры прекрасно зачитывали огромные тексты наизусть и редко опускали глаза в листок).

Телесуфлер — фокусник, волшебник, который дает возможность выглядеть вполне профессиональным ведущим, не вникая при этом в суть текста или сюжета.

Но проблема в том, что зритель всегда чувствует, проникается ли телеведущий той информацией, которую сообщает, или нет.

Непонятно как, но зритель замечает и этот неживой, устремленный в одну точку взгляд, и эту ровную интонацию, и слишком гладкую речь и начинает подозревать: что-то тут не так!

Я знаю, что в западных телекомпаниях принято использовать суфлер только как техническую подсказку, потому что есть такие цифры и фамилии, которые трудно запомнить наизусть, а если ведущий что-то перепутает, это может обернуться настоящей бедой.

Но в эфир выходят только те люди, которые могут спокойно работать и без суфлера и с суфлером, так как главное для них — работа для зрителя, чувство единения с ним, гармоничная смена интонации в зависимости от того, о чем будет сюжет: о трагическом событии или о празднике.

Слайды — это тот же телесуфлер, только еще хуже. Потому что публика прекрасно видит «всю кухню»: вот вы нажимаете на клавишу, читаете слайд… То, как вы управляетесь при этом с компьютером, так же малоинтересно, как и бесконечные, забитые текстом слайды, которые вы показываете.

Помните о том, что есть абсолютные «нельзя»:

Нельзя на одном слайде демонстрировать больше двух графиков или диаграмм.

Нельзя на одном и том же слайде использовать диаграмму и текстовый материал.

Наконец, нельзя на текстовом слайде писать более трех ключевых фраз.

Запомните эти «нельзя» и попробуйте изменить свое отношение к самим слайдам.

Они — ни в коем случае не сам доклад. Это украшение вашего доклада, визуализация ваших основных мыслей, возможность привлечь внимание аудитории к самому главному графику или диаграмме, на которой можно подробно остановиться.

В конце концов, слайды могут помочь вам создать в зале нужную атмосферу.

Приведу пример.

На одной из серьезных дискуссий по поводу судеб регионального телевидения в России один известный медиаменеджер подготовил презентацию в слайдах. Но какую!

На экране возник огромный знак вопроса. Под эту «картинку» докладчик сообщил, что, вполне вероятно, в России будет ровно столько региональных компаний, сколько имеется столиц у федеральных округов.

Следующий слайд — очень понятный график с цифрами, из которого стало ясно, что местное вещание сокращается по всей стране.

Этот график также был подробно прокомментирован.

И далее — график начал «меняться» на наших глазах. Простейшая анимация дала возможность увидеть и вариант позитивного развития событий, и — негативного.

А потом на экране появились только цифры и на глазах у зрителей выстроились в стройный график падения продаж рекламного времени в регионах.

И снова — знак вопроса.

А в финале — очень красивый кадр: свет в конце тоннеля. Под этот слайд докладчик сообщил свои варианты поддержки регионального телевидения.

Раздался гром аплодисментов, у людей горели глаза, им было очень интересно слушать этого человека и одновременно видеть картинки, которые отлично помогали докладчику донести свою главную мысль.

Никогда не забуду и то, как показывал свою презентацию Александр Роднянский, еще в бытность директором канала СТС. Речь шла о поиске целевой аудитории для нового телевизионного канала «Домашний».

Уже через полгода рейтинг нового телеканала с таким длинным названием был сравним с рейтингом канала «Культура».

Презентация была посвящена ответу на вопрос: как просчитать успех, и возможно ли это? Слайдов было подготовлено много, а времени у докладчика было мало.

И он пошел по правильному, на мой взгляд, пути: он пролистывал «лишние слайды», задерживаясь подолгу только на тех, которые были действительно ценны для слушателей. Я заметила, что таких слайдов было всего три.

Докладчик настолько свободно владел темой, что ему не составило труда рассказать «содержание предыдущих серий» за три минуты, зато самое главное событие — изложение его концепции борьбы за новую аудиторию — состоялось в полном объеме.

Эти слайды я помню до сих пор, хотя минуло чуть не десять лет.

Дело в том, что до этого телеаудиторию привычно делили по возрасту и полу, а английские специалисты, приглашенные Роднянским, предложили другую классификацию — по предпочтениям и идеалам. Таким образом, была выделена аудитория, которая хочет «комфорта и развлечений», но совершенно не расположена к «культуре и образованию». Эти люди, как только появился канал «Домашний», с радостью выбрали именно его.

Слайды с изображением целевых групп были сделаны с использованием разных «говорящих» цветов, и я помню, как удивил и порадовал меня оранжевый цвет довольно обширной аудитории, которая предпочитает «свободу и энергию».

Как мы знаем, именно за эту публику воюет теперь с ТНТ и СТС «Прожекторперисхилтон» Первого канала.

Но я, кажется, увлеклась. Речь о слайдах и о том, как к ним относиться.

Ответ простой: творчески. Постарайтесь посмотреть на подготовленные вами слайды глазами… своих детей, жены, мужа. Что из этого способно зацепить их внимание? Что окажется интересным, ярким новым знанием?

Какая картинка будет в финале?

Когда-то аплодирующие ладошки были нововведением, а теперь они стали надоевшим атрибутом. В Интернете столько интересных картинок и даже маленьких чудесных видео! Используйте их.

А еще лучше — используйте собственные фотографии, потому что во всем мире ценятся эксклюзивность и хенд-мейд, то есть ручная работа. Все женщины мира предпочтут получить от ребенка на день рождения не духи, купленные на папины деньги, а самодельную открытку с корявыми строками, написанными с ошибками, но искренне.

То же самое со слайдами.

Это ваш креатив, это поддержка вашего доклада, но никак не сам доклад, сделанный в удобной (для вас!) форме демонстрации на экране.

Кстати, цвет слайдов тоже имеет значение.

Не увлекайтесь красным, он очень сильно забирает внимание на себя.

Однако красные стрелочки, если они появятся в режиме анимации и укажут нам на самую главную цифру, очень украсят выступление, так же, как красный галстук украсит белую рубашку под темным пиджаком.

Есть цвета, которые раздражают. Есть цвета, которые плохо различимы на экране, — все эти нюансы надо учитывать.

Очень важно подумать над заголовками слайдов — это могут быть запоминающиеся слоганы. Однажды я видела презентацию, в которой докладчик использовал схему: плюсы и минусы. Причем поначалу минусов было много, а плюсов мало. Но после его рассуждений картина полностью изменилось, и к последнему слайду плюсов от внедрения той системы, которую он предлагал, было, наоборот, очень много, а минусов почти не осталось. Очень был хороший и яркий доклад!

Конечно, слайды надо создавать по принципу — самое главное, самое яркое. И очень хорошо, если перед тем, как убрать такой слайд с экрана, вы скажете ключевую фразу, желательно — в шутливой форме. Эти моменты надо готовить заранее, хотя бывают и чудесные случаи удачных импровизаций. Но рассчитывать на это нельзя. И не пытайтесь вспомнить шутку или анекдот во время доклада — скорее всего, не вспомните или все перепутаете.

Фрагмент из книги «Вам слово! Выступление без волнения»