Даже если у вас не так много времени, как хотелось бы, а надо сказать очень многое, все равно я советую потратить минуту (не больше!) на то, чтобы договориться со слушателями «о правилах игры».

Людям всегда приятнее работать, если их уважают и ценят их время.

Поэтому вы должны сразу сообщить, сколько времени продлится ваше выступление (по крайней мере, вы рассчитываете на этот хронометраж), каким будет формат общения (лекция, деловая игра, тренинг, беседа и проч.), собираетесь ли вы использовать слайды или видео и хотелось бы вам оставить время на вопросы или нет.

Обязательно надо обсудить наличие или отсутствие перерыва, иначе в ходе выступления у вас могут возникнуть проблемы.

Например, вас пригласили выступить с трехчасовым мастер-классом (очень размытое понятие, но принятое в журналистской среде) перед студентами МГУ. Однако обычная лекция в этом университете длится 45 минут, затем перерыв, и еще 45 минут учебы.

Некоторые педагоги выступают полтора часа подряд, и тогда студенты получают возможность отдохнуть в перемену подольше, чем другие. Это бывает удобно, так как во время обычной перемены всегда возникают очереди в буфет.

Возможность перекусить и сходить в туалетную комнату — важный элемент вашего договора с аудиторией.

Если вы решили предложить публике разделить три часа пополам (обычно в перерыве организаторы устраивают кофе-брейк), то обязательно нужно отпустить студентов вовремя. Как говорится, уговор дороже денег.

Но, честно признаться, я очень не люблю делать перерывы внутри трехчасового выступления. Теряется атмосфера, студентов трудно вовремя собрать в аудитории, они ссылаются на очереди в буфете и туалете, и в результате первые 10 минут второй половины выступления уходят на то, чтобы восстановить рабочую обстановку. Особенно, если в зале более ста человек!

Поэтому я предлагаю аудитории другой вариант — работать два с половиной часа подряд, а потом все свободны.

Бывают люди, которых этот вариант не устраивает. Тогда я ставлю вопрос на голосование, и получается так, что регламент нашей встречи определяет большинство.

Была у меня однажды неприятная история в Школе кино и телевидения «Останкино», когда в самый напряженный момент тренинга две высокие девицы модельной внешности встали и направились к двери.

Все повернулись в их сторону.

Я спросила:

— Девушки, как понимать ваш уход? Вам не интересно? Вы не собираетесь проходить курс тележурналистики?

В ответ они с жаром сообщили, что не могут сидеть два часа подряд! Им надо в туалет! Им надо попить воды!

— Хорошо, — ответила я.

Аудитория обратилась в слух. И я закончила фразу:

— Наш регламент мы принимали все вместе, и нарушать его нельзя. Поэтому вы можете спокойно идти, но вернуться в зал уже не сможете. Вам придется сдать экзамен по книгам, которые я назову в конце курса.

Они сели на место, и больше ничего подобного не случалось.

Иногда бывает полезно предупредить о том, что если у кого-то из сидящих в зале есть неотложные дела (ждет грудной ребенок, записан к стоматологу, надо на работу и проч.), то лучше предупредить тренера о своем уходе во время выступления заранее, иначе ему будет трудно управлять залом.

Это очень нужное замечание, поверьте мне. Нет ни одного оратора, которого бы не задело, когда неожиданно кто-то из слушателей «без объявления войны», то есть без каких-либо объяснений, встает и покидает зал.

Но если кто-то из зала поднял руку и сообщил, что вынужден уйти за полчаса до окончания лекции или тренинга, то это уже совсем иное дело.

Иногда бывали приятные для меня ситуации. Я сама напоминала человеку: «Вам же надо было уйти!» А в ответ слышала: «Ничего страшного, я решил пропустить визит к врачу, мне очень интересно, и те навыки, которые я здесь получу, гораздо важнее других моих дел и занятий».

Разговор о регламенте должен быть жестким и коротким, но надо обязательно уловить настроение аудитории и взять ее в союзники.

Далее вы должны сообщить, чем же, собственно, будете сегодня заниматься. Я советую обязательно «подпустить» интриги. Например, моя любимая тема в работе с журналистами и студентами — «Интервью». Но я никогда не перечисляю в своем вступлении виды интервью и главные приемы разговора с гостем в студии. Я говорю так:

— Тема нашей встречи — интервью. И сегодня вы станете участниками «прямого эфира», узнаете много нового о своих одногруппниках, и еще — на закуску — я расскажу вам про свое самое удачное и самое неудачное интервью. Но это только если останется время!

В зале оживление, глаза загораются.

Я давно поняла, что вступление является, по сути, анонсом, то есть рекламой вашего занятия. Нельзя быть занудным и тезисно перечислять основные параграфы «темы урока» — это пугает людей. К сожалению, еще со школы у многих из нас осталась боязнь длинных скучных уроков, с которых и сбежать нельзя, и сидеть на них невозможно.

Несколько раз я слышала прекрасные вступления «от противного».

Оратор сообщает:

— Из моего выступления вы не узнаете, есть ли жизнь на Марсе и почему дорожает бензин. Вы не узнаете, кто будет нашим следующим президентом и почему в моде сиреневый цвет… Но вы точно узнаете, как можно быстро найти ответы на эти и другие вопросы, воспользовавшись современными информационными технологиями.

(И далее сообщение на заявленную тему.)

А вот другой вариант от другого оратора:

— Я собиралась рассказать вам о тех законах, которые приняла Государственная Дума относительно свободы слова в нашей стране. Я собиралась рассказать, какие баталии разгорелись в обществе после принятия этих законов. Но сейчас я решила отложить в сторону подготовленный текст и в связи с разгоревшейся в этом зале дискуссией высказать свою мнение на тему — а бывает ли вообще свобода слова?

(Естественно, в ходе выступления оратор затронула именно те темы, которые, по ее же словам, «отложила».)

Очень важно, чтобы уже на первых минутах, когда вы договариваетесь о регламенте или поясняете тему своего выступления, вам было абсолютно понятно, каким образом эта тема затрагивает интересы тех, кто сидит в зале. Почему они должны захотеть вас слушать? Зачем им это надо? Вот главные вопросы, на которые вы должны ответить — прежде всего самому себе. Но даже если информация, которой вы хотите поделиться, действительно необходима этим людям, надо иметь в виду, что она не должна даться им просто. Нет, они должны, что называется «включить мозги» и поработать.

Фрагмент из книги «Вам слово! Выступление без волнения»