Всегда лучше сначала подумать, а уж потом сказать. Процесс обдумывания любого шага — выступления перед аудиторией, женитьбы, приглашения друзей, покупки новой мебели — неизменно идет на пользу. Разумеется, если не затягивается до бесконечности. Такое тоже бывает. На телевидении есть прекрасное выражение: «Сюжет готов. Осталось только снять!» Это означает, что автор нашел ответы на все вопросы — о чем сюжет? Для кого снимаем? Как сделать это увлекательно? И только после этого отправился на съемки. Как правило, такие сюжеты бывают наиболее интересными и точными.

Есть люди, которые бравируют своим умением выступать спонтанно. Как правило, они обладают харизмой, смелостью, быстрой реакцией. И выступают действительно хорошо — с лету, без всякой подготовки! Но мне не раз доводилось убеждаться в том, что если бы тот же человек имел возможность подготовиться, выступление от этого только выиграло бы! Тост был бы короче и ярче, доклад на конференции — увереннее и точнее.

Так что сознательный отказ от подготовки я считаю ошибкой. Известно, что Черчилль, один из лучших ораторов всех времен и народов, говорил: «Чем короче выступление, тем дольше надо к нему готовиться». На наших тренингах всегда любопытно следить за слушателями — кто-то из них начинает говорить едва ли не до того, как получит задание. А кто-то старается потянуть время, уточняя задание несколько раз или пропуская вперед «активистов».

Но если времени нет совсем — как быть в этом случае?

Давайте подумаем вместе — а бывает ли так, чтобы времени не оставалось?

Пока мы идем к трибуне — у нас есть время. Когда мы просим наполнить бокалы — у нас тоже есть время. И на совещании или семинаре, пока мы рисуем каракули в блокноте — у нас тоже есть время на обдумывание своего выступления.

Дело не в количестве времени, а в умении сосредоточиться именно за те несколько минут или даже секунд, которые у вас есть всегда.

Очень жаль, что мы теряем это драгоценное время. Так как природа не терпит пустоты, то эти секунды и минуты обволакивают нас липким страхом и дрожью волнения. А вот это уже не дело. Надо научиться сосредотачиваться и задавать себе вопросы: какова моя главная мысль? Как я ее сформулирую? Сколько времени у меня есть для выступления? И главное — почему эти люди будут меня слушать? Выйдя из стрессового состояния и перейдя в рабочее — вы уже выиграете!

Если вас неожиданно попросили сказать тост, не надо в панике подыскивать слова — скорее всего, вы скажете нечто формальное типа «желаю успеха, здоровья» и т.д.

Надо «организовать» себе несколько секунд — спросить, у всех ли полны бокалы, позаботиться о закуске, в конце концов, просто выдержать маленькую паузу (ничего страшного, это только украсит ваше выступление!). Вы можете даже поделиться с публикой своим волнением и признаться, что не готовились к тосту, но с радостью воспользуетесь такой возможностью. Однако все эти слова должны вылетать автоматически, в то время как мозг будет делать свою работу — рыться в памяти, выбирая ту самую заветную интересную историю, которая порадует именинника и его гостей.

То есть вы будете говорить, а сами в это время думать, прекрасно понимая, что… Главное — не начало, а финал и основная мысль